ФЕДЕРАЦИЯ РЕСТОРАТОРОВ И ОТЕЛЬЕРОВ
+7 (495) 726-38-80

Достижения

Алкоголь

2006 год

Радикальные изменения 171-ФЗ, введение новых акцизных марок. Изменения выводили из оборота алкоголь со старыми акцизными марками, что привело к выводу из легального оборота значительного количества алкогольной продукции на предприятиях питания (в т.ч. коллекций).

При участии ФРиО — принято постановление Правительства о перемаркировке «старой» алкогольной продукции новыми марками (у поставщиков), а также получены разъяснения ФНС по «открытым бутылкам», признающее «открытые бутылки» реализованной продукцией, что позволило сохранить в легальном обороте элитный алкоголь предприятий питания.

2006-2008 года

Закон предоставлял право субъектам РФ устанавливать лицензионные требования и, соответственно, перечень предоставляемых соискателем лицензии документов. Это приводило к завышенным требованиям к предприятиям — соискателям лицензии на реализацию алкогольной продукции, в результате без существенной «административной ренты» лицензии получить было просто невозможно.

В этот период ФРиО работало с властными структурами субъектов РФ, в т.ч. в Москве, пытаясь снизить нагрузку на бизнес. В частности ФРиО удалось добиться в Москве снижения лицензионного сбора для предприятий питания в 2 раза относительно сбора для розничной торговли, уменьшить размер прилегающих территорий для предприятий питания. Подобный подход к установке размера прилегающих территорий для предприятий питания в регионах сохраняется и по настоящее время.

2008 — 2013 года

В 171-ФЗ были внесены изменения, устанавливающие единые требования и перечень предоставляемых документов, что снизило коррупционные риски.

Установленные законом 171-ФЗ общие требования как к предприятиям торговли, так и к предприятиям питания не учитывают специфики деятельности предприятий питания. По инициативе ФРиО в 2012 году Правительством РФ (Дворкович) было дано поручению Росалкогольрегулированию о разработке законопроекта, учитывающего специфику деятельности предприятий питания.

Данный законопроект прошел несколько редакций, по каждой из которых ФРиО отстаивало позицию бизнеса, давая негативные отзывы. Нами было инициировано обсуждение очередной итерации законопроекта в ФАС, что позволило исключить из проекта целый ряд коррупционных норм.

2013 год

ФРиО была инициирована разработка законопроекта изменений в 171-ФЗ ГД РФ, который был внесен в ГД РФ Заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, Общественным Омбудсменом по защите прав предпринимателей в сфере регулирования производства и оборота подакцизных товаров Звагельским В.Ф. и рядом депутатов. Однако по данному законопроекту было принято решение о нерассмотрении в связи с наличием аналогичного законопроекта, разрабатываемого Правительством РФ.

2014 — 2015 года

Длительные сроки разработки законопроекта (более десятка поручений Правительства), игнорирование по ряду вопросов позиции предпринимательского сообщества дали ФРиО основание обратиться в 2014 году по данному вопросу к Председателю Правительства, Д.А.Медведеву.

Разработанный Росалкогольрегулирование законопроект при межведомственном согласовании столкнулся с категорическим нежеланием Минздрава уточнить формулировки закона, устанавливающие ограничение мест реализации алкогольной продукции. ФРиО, при поддержке Минпромторга РФ провело ряд встреч с руководством Минздрава РФ, и, хотя и не в полной мере, законопроект был с министерством согласован.

Последний вариант законопроекта в настоящее время проходит оценку регулирующего воздействия, и хотя законопроект не совершенен, ФРиО, с учетом ряда замечаний, поддержало законопроект, вводящий самостоятельную лицензию для предприятий отрасли, легализующий производство настоек в предприятиях питания, вводящий понятие выездного обслуживания, уточняющий формулировки для мест запрета/ограничения реализации алкоголя.

На целенаправленные действия Росалкогольрегулирования по введению ЕГАИС для предприятий торговли и общественного питания ФРиО был дан отрицательный отзыв. Однако существующий тренд на ужесточение контроля привел к изданию Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 мая 2014 г. N 153 «О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения».

Традиционно данный приказ не учитывал особенностей оборота алкогольной продукции в предприятиях питания, о чем ФРиО были направлены обращения как в Росалкогольрегулирование и Минпромторг, так и в общероссийские общественные организации. Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка № 164 от 19 июня 2015 года «О форме журнала учета розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и порядке ее заполнения» утверждена новая, упрощенная форма Журнала учета розничной продажи алкогольной продукции.

Перенесено требование о ведении журнала учета, которое теперь вступает в силу с 1 января 2016 года.

ГАЗ в Москве

с 2006 года ФРиО вело работу по отмене запрета на применение магистрального газа предприятиями питания, расположенными в газифицированных жилых домах, который был введен Постановлением Правительства Москвы № N 758-ПП «Об утверждении нормативов по эксплуатации жилищного фонда» от 02.11.2004г. «П. 3.3. Вводы газопроводов в жилые дома должны предусматриваться в нежилые помещения, доступные для осмотра и ремонта газопроводов. Не допускаются вводы газопровода в подвалы, лифтовые помещения, вентиляционные камеры и шахты, помещения мусоросборников, складские помещения, помещения, относящиеся по взрывной и взрывопожарной опасности к категориям «А» и «Б», а также в помещения, выведенные из жилищного фонда».

И только 30 января 2013 года было принято постановление № 34 ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 2 ноября 2004 года № 758-ПП». Постановлением отменен ранее существовавший запрет на размещение газового оборудования на первых этажах жилых домов выведенных из жилищного фонда.

ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИТАНИЯ

С 2010 года ФРиО принимало активное участие в обсуждении проектов законов о курении, в результате законопроекты, вводящие ограничения и запреты на курение в предприятиях питания, рассматриваемые ГД РФ до 2013 года не были приняты ГД РФ.

Принимая активное участие в обсуждении законопроекта, явившегося основой принятому в 2013 году закону №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» ФРиО отстаивало позицию о необходимости сохранения права предприятий питания на специально оборудованное помещение для курения, а для малых предприятий питания — право самостоятельно принимать решение о запрете/разрешении курения в их помещениях. Однако переломить тенденцию на резкое ужесточение запретов, активно поддерживаемую и оплачиваемую мировым фармацевтическим лобби не удалось.