“Бары и открытые веранды оказались главным местом сбора болельщиков, если не считать тех, кому удалось купить билеты на сами матчи, — комментирует руководитель направления фудсервиса NPD Марина Лапенкова. — В июне была хорошая погода, люди проводили много времени на улице и следили за матчами в барах в окружении других болельщиков. Показательно, что посещение баров выросло во всех крупных городах страны”. Для сравнения, за последний год оборот в барах и пабах вырос лишь на 8 % (с апреля 2017 по март 2018 к такому же периоду годом ранее).
Изменение потребительских затраты в разных сегментах фудсервиса
Период июнь 2018 к июню 2017 г , % | |
Рынок питания вне дома | 6 |
Фастфуд | 15 |
Бары и пабы | 14 |
Другие | -1 |
Чемпионат мира по футболу тажке помог стрит-фуду и фастфуду, расположенных поблизости к стадиону и местам скопления фанатов. Болельщики покупали сэндвичи, пиццу и выпечку – блюда, которые удобно есть на ходу, а также напитки. Чемпионат мира по футболу оказал небольшое влияние на фаст-фуд, что объясняется размером самого сегмента: на фаст-фуд приходится около 45 % всего рынка фудсервиса в денежном выражении. Если за год фаст-фуд вырос на 11 % (с апреля 2017 по март 2018 к такому же периоду годом ранее), то в июне 2018 г рост составил 15 % по сравнению с июнем 2017.
На 15 % в июне 2018 к июню 2017 г выросло питание на самолетах и поездах, что было ожидаемо, поскольку для перемещения болельщиков увеличели количество рейсов и поездов. При этом питание на заправках во время проведения чемпионата прибавило незначительно: 8 % в июне 2018 к июню 2017 г — болельщики экономили время и предпочитали перемещаться на самолетах и поездах, а не автомобилях.
Продажи готовой еды в ритейле не показали изменения динамики, если болельщики и покупали в магазинах оливье и винегрет на вынос, то это компенсировалось отъездом россиян из городов в отпуска и на дачи. В сегменте демократичных ресторанов эксперты NPD не выявили в июне трендов, сегмент продолжал сокращаться в среднем на 2-3 % к прошлому году.
Файн-дайнинг, особенно известные проекты, находящиеся в Топ-100 ресторанов Москвы и мира, привлекли состоятельных болельщиков, которые в свободное от матчей время изучали блюда именитых шеф-поваров, русскую гастрономию и культуру.
Американская компания The NPD Group занимается исследованием и консалтингом более чем в 20 странах мира. Основана в 1971 году. NPD исследует товары для детей, спортивную одежду и обувь, рынок косметики, автомобилей, информационных технологий, розницу и проч. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома.
Для анализа рынка фудсервиса в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, по которой постоянно исследуются рынки 13 странах. Посетители ресторанов регулярно заполняют онлайн дневники, где отмечают, к примеру, когда и по какому поводу они ели вне дома, как выбирали заведение, блюда из меню, какую сумму заплатили и на что обратили внимание. В России панель Crest была запущена в 2012 году, в ней участвуют более 10 тысяч жителей 8 крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара).
Подробнее www.npd.com и npdgroupblog.com
Связи с общественностью