Главный санитарный врач ФРиО Константин Кривошонок рассуждает о контрольных закупках Роспотребнадзора.
Для справки: «18» апреля этого года приняты и подписаны новые поправки, вступающие в силу с момента публикации Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Краткое резюме:
1. Роспотребнадзор наделён новыми полномочиями — правом осуществлять контрольные закупки в порядке, установленном в №294-ФЗ;
2. Контрольная закупка товаров (работ, услуг) может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры, таким образом вас об этом не уведомят и в плане проверок это не будет отражено;
3. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки, результат контрольной закупки вносится в единый реестр.
4. Результат контрольной закупки может быть основанием для проведения внеплановой проверки объекта юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
5. На что будут обращать внимание?
— нарушение требований к маркировке товаров в соответствии с ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011;
— нарушение требований ФЗ «О защите прав потребителей»;
Качай ссылку здесь: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1192172/
Этот кейс есть моя фантазия на тему, а как это может быть?
Сценарий №1 «Пиццерия», работает «свой» сервис доставки: контрольно-надзорный орган осуществил заказ и получил коробку вкусной пиццы в свой офис, на которой «бац» и НЕТ маркировки EAC (состав, описание, ккал, информация о производителе и пр.) . Получается, что коробка пиццы из пиццерии ничем не должна отличаться от коробки замороженной пиццы на полке в магазине в части информации для потребителя. Задумайтесь, так ли у вас сейчас? Если нет, возникает основание провести проверку пиццерии по проверочному листу.
Сценарий №2 «Типовой ресторан», работает «чужой» сервис доставки (агрегатор), курьер забирает заказ и везет клиенту. Что и во что упаковано, соответствует ли эта упаковка, произведенная где-то требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки», почему нет маркировки EAC на каждом контейнере и вообще вызывает сомнение по весу содержимое контейнеров типа «недоложили». Контрольно-надзорный орган взешивает салат «цезарь» и получает «обвес» (потому что до этого изучил всё ваше меню на сайте), следовательно вы обманываете потребителя. Дополнительный вопрос — ваши ТУ, ТТК, весы с поверкой в цехе фасовки и комплектовки заказов с собой, короче есть что внепланово проверить и прийти к вам, просто потому, что вы опять же забыли про маркировку.
Сценарий №3 «Известный ресторан», где на столе «рекламная брошюра» вместо меню, которое «по запросу у менеджера». Заказали еду на месте: суп, салат, горячее с гарниром и компот. Позвали сразу менеджера и попросили взвесить каждый ингредиент в присутствии по ТТК, и «Упс» — опять риск недовеса по вине кухни, следовательно вновь основание вас проверить.
Таких ситуаций в ближайшем времени будет очень много, наверное нам стоит задуматься и действовать на опережение, чтобы не вставать на грабли различных сценариев. Уже сегодня обратите внимание:
А) какая у вас процедура маркировки контейнеров и проверьте соответствие качества всей упаковки, которую вы используете при отправке заказов клиенту с собой;
Б)есть ли у вас весы с актуальной датой поверки весового оборудования (отметка в паспорте);
В) есть ли у вас в наличии корректно оформленные технико-технологические карты с полной информацией для проверяющего органа.
Г) стоит задуматься и тем, у кого в ресторанах работают собственные лавки с продукцией на вынос, так как это теперь чистый ритейл.
Обратите внимание и на этот пункт из закрытого чек-листа Роспотребнадзора п. 7.2. «При отпуске готовых блюд на вынос указать в каком виде (заправка соусами салатной продукции, наличие индивидуальной потребительской упаковки для соусов и др.) и упаковке это осуществляется (наличие потребительской одноразовой упаковки, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами), имеется ли маркировка».
Константин Кривошонок