ТИПОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЗАКУПКАХ
Где рестораторы теряют деньги и как этого избежать с помощью современных технологий
От 20 до 40% оборота любого предприятия общественного питания тратится на закупки.
«Больные места» этого процесса известны всем: завышенные цены, нарушения согласованных прайс-листов, сложности сравнения различных предложений, несвоевременное выявление отклонений, запаздывание и ошибки учета.
В мирной жизни мы привыкли к мысли, что в закупках есть проблемы. Однако, многие до поры до времени закрывали на них глаза. Особенно, когда бизнес растет и показывает прибыль, а решение острых вопросов требует решимости и определенных усилий.
Но что делать сейчас, в период пандемии, когда каждая копейка на счету?
ОБ АВТОРЕШкарин Иван Павлович, Основатель и генеральный директор системы закупок CHUSER
|
ЧТО НЕ ТАК С ЗАКУПКАМИ?
На данный момент существуют 2 основных модели организации закупок в общественном питании:
Практика сетевых проектов | Практика остального рынка |
|
|
Большая часть проектов на рынке HoReCa в закупках плывет по течению. Регулярного контроля нет, а рынок постоянно меняется. В результате теряются деньги.
Ведущие проекты стараются управлять своими закупками. Хорошая организация процесса позволяет добиваться значительной экономии. При этом на практике даже у лидеров рынка есть проблемы и потери.
И дело здесь не в том, что сотрудники плохо стараются или действуют из коррупционных мыслей (хотя и это часто бывает).
Весь процесс закупки, начиная от выбора поставщика и заканчивая контролем и анализом, реализован на рынке таким образом, что его сложно контролировать. Так исторически сложилось.
Тут-то и помогают системы автоматизации. Они нацелены на решение проблем, которые присущи практически любому предприятию общественного питания.
В России инновации по традиции приживаются позже западных стран, где уже создана целая плеяда проектов, занимающихся автоматизацией закупок, и накоплена статистика по результатам внедрений. За счет автоматизации процесса достигается значительная экономия.
За 4 года работы CHUSER мы провели автоматизацию закупок в сотнях ресторанов, кафе, баров, столовых и прочих предприятиях общественного питания.
Среди наших клиентов: Грабли, Burger Heroes, PloveBerry, рестораны Владимира Перельмана, Ginza Project, Savva Аркадия Новикова, Кулинариум, Жаровня, BEERMAN Дениса Иванова, Ryba International, сеть отелей SK Royal и многие другие.
Опыт ведущих проектов рынка HoReCa доступен и Вам. Не важно, единичный проект, или сеть - автоматизация даст Вам недостижимые ранее результаты.
ЧЕМ ПОМОГАЕТ АВТОМАТИЗАЦИЯ?
Разберем процесс закупок по этапам. Автоматизация дает преимущества на каждом из них.
1. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА
Процесс «как есть»
Сравнение и фиксация цен с поставщиками – обязательная практика для обеспечения оптимальности закупочных цен.
При этом цены меняются часто. Сравнивать предложения тяжело, т.к.у каждого поставщика один и тот же товар называется по-разному. Прайс-листы поступают в разных форматах. Из-за сложностей процесса регулярные тендеры проводятся далеко не всеми или не с требуемой регулярностью.
Результаты автоматизации
Забудьте про утомительное сведение различных предложений в Excel. Прайс-листы поддерживаются в актуальном состоянии в онлайн режиме. Система работает даже если поставщик к ней не подключен.
Вы можете автоматически сравнить их со своей закупкой и утвердить оптимальные варианты. После поставки система сама скажет, если поставщик нарушил согласованные условия.
Пример тендерной таблицы в системе CHUSER
2. ЗАКАЗ ПРОДУКЦИИ
Процесс «как есть»
Заказы размещаются различными способами (телефон, почта, мессенджеры). Если что-то пошло не так, крайне сложно понять, на каком этапе случился сбой.
Типовые проблемы сложившейся практики заказов - «Стоп-листы» из-за недовоза и финансовые потери при заказе «не у того» поставщика.
Результаты автоматизации
С помощью систем автоматизации Вы можете отправлять заказы любому поставщику и контролировать их исполнение через единый интерфейс.
Система автоматически выбирает оптимального поставщика среди утвержденных вариантов. Вы увидите, когда поставщик взял заказ в работу, передал в комплектацию или отправил на доставку. Если какой-то продукции не окажется на складе, Вы узнаете об этом своевременно (а не в момент приемки поставки) и сможете дозаказать товар в другом месте.
Пример интерфейса системы оптимальных заказов CHUSER
3. ПРИЕМКА И УЧЕТА
Процесс «как есть»
Учет ресторанного бизнеса сам по себе проблема для контроля закупок.
Отметим несколько основных причин:
- Запаздывание учета. Часто накладные вносятся через несколько дней и даже недель после поставки. В этом случае говорить о хорошем контроле закупок невозможно.
- Использование позиций в ассортименте. Типичные примеры – перец болгарский, специи в ассортименте, зелень. Кто-то идет дальше и приходует на 1 артикул лосось с/м и лосось охл., различные виды томатов и т.д. Подобный учет делает невозможным качественный контроль цен данных товаров.
- Ошибки учета. Накладные до сих пор многими вносятся вручную. При этом избежать человеческого фактора невозможно. В результате очень много времени тратится на разбор инвентаризаций и коррекцию неверных приходов. И не всегда ошибки находятся, что ведет к несправедливым удержаниями с сотрудников кухни и бара.
Результаты автоматизации
Накладные поступают в систему контроля в день поставки. Это позволяет избегать финансовых потерь за счет своевременного выявления несогласованных изменений цен.
Кардинально снижается количество ошибок и трудозатраты бухгалтера-калькулятор. Облегчаются сверки с поставщиками.
Пример интерфейса приемки бумажной версии накладной в CHUSER
Сделайте фото или скан пришедшей накладной. Вы сможете легко загрузить ее в свою учетную систему (с учетом коррекций при приемке поставки).
4. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ
Процесс «как есть»
Закупки требуют ежедневного контроля. Но давно ли Вы заходили в свою учетную систему, если Вы не бухгалтер-калькулятор?
На этой стадии всплывают все накопленные ранее проблемы:
- Прайс-листы не заведены в систему учета. В результате отклонения от утвержденных условий пропускаются. А поставщики часто этим грешат.
- Сотрудники ресторана по разным причинам закупают у дорогих поставщиков, хотя были другие варианты с лучшей ценой. Устные заказы не позволяют проконтролировать этот процесс.
- Несвоевременное внесение накладных, искажение данных из-за учетной политики и допущенных ошибок затрудняет анализ.
- Контроль цен осуществляется бухгалтером-калькулятором. В идеале в ежедневном режиме, но часто ограничивается еженедельным или ежемесячным контуром. Собственники и управленцы в это погружаются редко.
- В случае резкого повышения цен на закупаемые товары страдает прибыль, т.к.мы несвоевременно реагируем на изменения и не транслируем их на работу с меню.
Все это ведет к ежедневным финансовым потерям.
Результаты автоматизации
Все изменения цен и ошибки учета выявляются автоматически. Вы можете настроить рассылки требуемым сотрудникам. Система сама скажет, если что-то пошло не так.
В некоторых системах доступно сравнение закупочных цен с рынком, что позволяет существенно сократить затраты за счет лучшего контроля доступных предложений.
По практике автоматизация закупок и их контроля позволяет экономить не менее 10% от текущих затрат.
Пример отчета сравнения цен с рынком CHUSER
ИТОГО
Закупки - основная статья затрат любого предприятия общественного питания.
Оптимальность этого процесса – краеугольный камень, влияющий на результаты бизнеса в целом. Особенно актуальным это стало сейчас, в период падения выручки из-за пандемии коронавируса.
На рынке РФ создано уже несколько проектов, позволяющих улучшить контроль закупок, сократить затраты и упростить рутинные процессы для сотрудников.
Важнейшим фактором достижения целей внедрения систем автоматизации является то, как сотрудники компании используют имеющийся функционал.
Помните! Только от Вас зависит, каких результатов Вы сможете добиться!
С уважением, Шкарин Иван
Основатель системы закупок CHUSER
http://control.chuser.ru/